О проекте Напишите нам

X5 вводит новый налог на поставщиков

« к списку архивных новостей

19.07.2012

Х5 Retail Group снова пытается застраховать свои налоговые риски за счет поставщиков: компания предложила контрагентам подписать договор, который обяжет их компенсировать ритейлеру подтвержденный судом НДС с премий за объем поставленного товара. Это грозит прямыми убытками для поставщиков.

О том, что Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) рассылает поставщикам продовольствия дополнительные условия к договору поставки, рассказали “Ъ” контрагенты сети. Директор по корпоративным отношениям Х5 Михаил Сусов подтвердил рассылку допсоглашения, уточнив, что его подписание является добровольным.

В письме Х5 (есть у “Ъ”) сообщает, что принимает во внимание «неопределенность налогового законодательства и судебной практики в отношении порядка налогообложений премий» и предлагает установить новые правила взаимодействия. В частности, Х5 рассчитывает закрепить допсоглашением понятие вознаграждения: и поставщику, и сети его следует рассматривать «в качестве премии», которая «не является разновидностью скидки, не влияет на цену товара», а значит, не учитывается при определении величины налоговых обязательств по НДС. Но при этом в том же допсоглашении компания страхует собственные риски: «если налоговым органом будет признано, что вознаграждение является формой торговых скидок», а Х5 не сможет отстоять свою позицию в суде, то стороны договора (поставщик и сеть) будут исходить из того, что вознаграждение все-таки представляет собой форму торговой скидки. В этом случае «поставщик обязуется возместить сумму НДС, пени, штрафы».

Х5 Retail Group является крупнейшим российским ритейлером с выручкой $15, 4 млрд в 2011 году. Объединяет более 3 тыс. магазинов и сотрудничает более чем с 4 тыс. поставщиков. Контролируется «Альфа-групп».

Путаница в понятиях, что есть премия или вознаграждение (не облагаются НДС, так как не влияют на цену товара), а что – торговая скидка (корректирует цену товара и облагается НДС), по сути, возникла в 2006 году, когда в Налоговый кодекс внесли поправки. С тех пор в нем есть определение премии (скидки) как внереализационного расхода (а значит, речь об обложении НДС не идет), но только когда речь идет о налоге на прибыль (п. 1 ст. 265 гл. 25). А вот в области НДС Налоговый кодекс понятие премии вообще не вводит. Получается, что единственным документом, к которому можно обратиться по этому вопросу, выступает Гражданский кодекс, который в ст. 424 говорит о торговых скидках, которые корректируют цену товара, понятия премии в нем нет. Закон «О торговле» оперирует понятием «вознаграждение за объем поставленной продукции» (не более 10%).

Таким образом, нет никакого нормативного акта, который бы специально регулировал вопрос о квалификации премии, которая не влияет на цену товара. Поэтому поставщик и ритейлер самостоятельно решают, какой инструмент используют: премию или вознаграждение (не облагаются НДС) либо скидку (облагается НДС), и соответствующие определения вносят в договор.

На практике подобные договоренности могут ничего не обозначать. Так, в 2009 году был показательный спор между «Дирол Кэдбери» и налоговой службой. Высший арбитражный суд (ВАС) в своей мотивировочной части написал: независимо от системы поощрения (премия, предоставляемая продавцом покупателю, или уменьшение цены товара) бонус для сети облагается НДС. После этого заключения Х5 предложила поставщикам увеличить премии на размер НДС. Возмущение контрагентов и обращение в Минфин за разъяснениями свело ситуацию на нет. Нынешнее предложение Х5 контрагентам также спровоцировано судебным прецедентом. В феврале этого года с налоговиками судилась сеть строительных материалов «Леруа Мерлен». В мотивировочной части постановления президиума ВАС сказано, что «премии уменьшают стоимость поставленных товаров». То есть фактически приравниваются к скидкам и должны облагаться НДС.

Было бы логично, если бы ритейлер в своих договорах поставки сразу предусматривал торговые скидки, говорит партнер налоговой практики DLA Piper Елена Зайцева. Она считает, что компания пытается все риски переложить на плечи поставщиков. Между тем если сеть будет судиться с налоговиками более трех лет, у поставщика не будет права на возмещение налога. «Это уже прямой убыток», – объясняет юрист.

Другие ритейлеры не предлагают подписывать подобные соглашения, заявили “Ъ” опрошенные поставщики. Они намерены обращаться в Минфин и Федеральную налоговую службу, которые могли бы дать нужные разъяснения.

Ещё новости

18.07.2012

Вступление России в ВТО не затронет рынок шоколада

Российский рынок шоколада в 2011 году вырос почти на четверть по сравнению с 2010 годом. Схожие темпы прироста рынка наблюдались и в предыдущих годах. Рынок шоколада в России мало зависит от мировы...

Читать далее »

18.07.2012

Росалкоголь решил облегчить жизнь российским виноделам

Росалкогольрегулирование (РАР) совместно с Минэкономразвития подготовили предложения, облегчающие работу отечественных виноделов. Если инициативы будут одобрены правительством, малые, так называемые г...

Читать далее »

18.07.2012

Эквадор заблокировал экспорт — бананы будут дорожать

Нынешний банановый кризис вынудил производителей остановить продажу бананов в течение четырех недель. Это связано с нарушением договора, заключенного между производителями и экспортерами, которые все...

Читать далее »

18.07.2012

Закрыт подпольный алкогольный завод приносивший владельцам один-два миллиона рублей в сутки

Подпольный завод, производивший от 10 до 20 тонн алкогольной продукции в день и ежедневно приносивший владельцам один-два миллиона рублей, закрыт в Самаре, сообщило МВД РФ в среду. "На производстве...

Читать далее »

18.07.2012

Крупнейших производитель моцареллы арестован за связь с мафией и подделку сыра

В Италии полиция арестовала Джузеппе Мандара – главу одной из крупнейших компаний-производителей сыра моцареллы. Бизнесмена обвиняют в связях с мафией, сообщает «Би-би-си». По версии следствия, Ман...

Читать далее »

Copyright © 2009-2025 FoodSet.ru - Портал пищевой промышленности, пищевого оборудования, пищевой продукции.

Обратная связь