О проекте Напишите нам

Довести дело до конца

« к списку архивных новостей

10.12.2009

Итоги думских слушаний по законопроекту о торговле в первом чтении и подготовка пакета поправок ко второму

ЗАКОН О ТОРГОВЛЕ: Пожалуй, ни один «ведомственный» закон не вызывал в обществе такие жаркие дебаты, как законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельностью в Российской Федерации», внесенный правительством в Государственную Думу под самый занавес весенней сессии – 16 июля 2009 года. Несмотря на каникулы и вообще мертвый, с точки зрения политической жизни сезон, споры продолжались все лето, стороны продолжали скрещивать шпаги в прессе, и Дума, собравшись на свой осенний марафон, буквально на втором пленарном заседании 11 сентября рассмотрела этот вопрос. Что же получилось у правительства, каким теперь стал закон? Как складывается его судьба в парламентских коридорах? Сегодня мы продолжаем знакомить наших читателей с точкой зрения одного из ведущих экспертов агропродовольственного рынка, депутата Государственной Думы, председателя Совета Ассоциации отраслевых союзов АПК (АССАГРОС) Виктора Семенова

Действительно, за деcять лет работы в Думе я не припомню такого закона, по которому ломалось бы столько копий. И уверен, что если бы не политическая воля, высказанная на самом высоком уровне, о том, что нам закон нужен, нашлось бы много желающих его похоронить. Логика противников закона понятна: зачем им закон, если торговля, а точнее – ее передовая часть, самая активная и хорошо организованная – сетевая розница – и так неплохо живет и развивается. От двух до 22% – таков рост ее присутствия на рынке за последние несколько лет. Зачем еще закон? Наоборот, полная свобода в этом сегменте дает возможность сильным выживать и захватывать все большее пространство, слабым – погибать. Вы скажете, такова логика нормальной конкуренции. Не согласен. Если говорить о честной конкуренции, то она должна осуществляться при равных прочих условиях: стартовых, финансовых, организационных. А разве они есть у всех участников процесса? К тому же торговля затрагивает социальный аспект в этой проблеме, отношения с потребителями. Если на этом этапе не прописать правила игры, то гигантская рыночная сила сетевой торговли подавит сначала мелкую розницу, а затем и производителей, монополизировав рынок.
Но для нас, производителей продовольствия, чьи интересы отстаивает АССАГРОС, самым важным аспектом в законе остаются отношения сетей с поставщиками, и вы знаете, что именно эта глава долгое время была камнем преткновения в судьбе закона. Я уже рассказывал, что только после того, как группа депутатов и сенаторов внесла свой альтернативный закон о торговле и премьер-министр В.В. Путин во время известного заседания правительства, прерванного на поездку в сетевой супермаркет, поручил своему первому заместителю В.А. Зубкову создать рабочую группу и написать компромиссный вариант закона, дело сдвинулось с мертвой точки.
Мы активно участвовали в работе группы Зубкова, скажу не понаслышке, что вписать в один документ порой диаметрально противоположные точки зрения было архисложно, тем не менее, компромисс по самым важным аспектам найден, именно поэтому мы, депутаты поддержали проект закона в первом чтении. Немаловажным в этом вопросе был и политический аспект: еще в марте 2009 года партия «Единая Россия» поддержала позицию аграриев и переработчиков в споре с торговлей, и мы заключили соглашение о взаимной поддержке в вопросе создания справедливого закона. Поэтому результат голосования в первом чтении был таков: только 14 из 450 депутатов высказались против, остальные – за. Причем против были в основном, те, кто посчитал закон недостаточно жестким в отношении торговли. Однако мы, оставаясь рыночниками, считаем, что во-первых, государство ни в коем случае не должно вносить в бизнес-отношения сторон такие инструменты, которые бы дали эффект обратный настройке – вели себя подобно слону в посудной лавке. Во-вторых, есть второе чтение – период, когда и происходит самая активная фаза согласований, дополнений и принципиальных поправок, чем мы сейчас и занимаемся.
Итак, что же удалось нам внести в правительственный вариант закона и закрепить в первом чтении.
Первое и очень важное: статья 9 часть 3 запрещает все виды поборов со стороны торговли в виде бонусов – премий различного характера, которые торговля изымала у производителей уже после достигнутой договорной цены. Теперь закон предлагает только один понятный, прозрачный с точки зрения налогообложения бонус – премию за объем, или как говорили раньше – объемную скидку. И это логично: если я продал через магазин очень много товара, могу сделать ему скидку как оптовому покупателю. Однако большинство наших коллег высказывают опасение: если размер скидки никак не ограничить, не появится ли у торговли соблазн «слить» туда все «потерянные» бонусы и отыграться на ней? Да, такой вариант возможен. Поэтому на заседании нашей рабочей группы депутатов, которая сложилась в период подготовки альтернативного закона, мы приняли решение внести поправку ко второму чтению, ограничивающий размер премии за объем в пределах 10%. Союзы и ассоциации, входящие в АССАГРОС, тоже провели специальное заседание по этому вопросу и по всем важным статьям одобрили наши предложения.
Хочу подчеркнуть, что это принципиальное положение закона – отмена бонусов – подкрепляется в части 7 этой же статьи, где четко прописан запрет на навязывание дополнительных услуг как путем включения соответствующих условий в договор поставки, так и в договор возмездного оказания услуг.
Второй момент, нашедший отражение в правительственном варианте: мы значительно сократили сроки оплаты за поставленную продукцию. От 10 дней для скоропортящейся продукции и до 75 для тех, у кого сроки хранения большие. Не секрет, что действующая ныне практика во взаимоотношениях между поставщиками и торговлей, больше похожа на беспроцентное и бессрочное кредитование со стороны производителей. В некоторых сетях дошло до откровенно циничных предложений взять кредит у магазина, который тебе же должен денег. С этой порочной практикой нужно кончать, и закон, мы уверены, это должен сделать. Но в этой статье – 9-ой, части 4 – есть пока спорный вопрос: какие это должны быть дни, календарные или банковские. Конечно, торговля настаивает на банковских, ссылаясь на непомерно длинные каникулы в январе. У нас другая точка зрения: поскольку срок годности товара исчисляется в календарных днях, логичной с такой же меркой подойти и к вопросам срока возврата платежей. Что же касается каникул – на самом деле нерабочие дни по действующему законодательству не могут считаться основанием для претензий по задержке платежей. И еще одно предложение производителей продовольствия мы посчитали здесь уместным внести в таблицу ко второму чтению: предельный срок все же должен быть более скромным – 45 суток.
Третий важный вопрос, зафиксированный в проекте закона, прошедшем первое чтение: порог доминирования для сетей. Сейчас по общему правилу в поле зрения антимонопольных органов предприятие попадает, если начинает превышать 35% барьер присутствия на рынке. Из практики сегодняшних реалий рынка мы видим, что в торговле достаточно и меньшей доли присутствия, чтобы диктовать свои условия в пределах административной единицы – района, небольшого города. Поэтому новая планка – 25% порог доминирования, который вписала в статье 16 Федеральная антимонопольная служба, мы поддержали однозначно. Обсуждаемым остается вопрос, должен ли сохраниться и второй показатель – объем проданного товара в 1 млрд рублей.
Мы ищем здесь наиболее гибкую формулу, для того, чтобы с одной стороны учесть особенности условий для торговой деятельности в разных регионах, с другой стороны, не сделать закон, тормозящий развитие торговли как бизнеса. Все мы прекрасно понимаем, что многие болячки во взаимоотношениях с продавцом у поставщика появились как раз из-за, практически, отсутствия выбора, недостаточности хорошо оснащенных и современных торговых площадей.
И если я тут уж заговорил о конкуренции в торговой среде, не могу не отметить еще один пункт закона, который по нашему мнению, должен способствовать ее развитию, и расширению. Это новая жизнь уже существовавших форм торговли в советское время – ярмарки выходного дня, на которые могут приезжать сами производители продукции и торговать напрямую. Единственное отличие – они должны проводиться не только в субботу-воскресенье. Местные власти должны продумать, какие графики тут более уместны. Я знаю опыт многих европейских стран, где такие сельхозярмарки действуют определенному по графику в пределах какого-то небольшого округа, радиусом в несколько километров. Но главное, что закрепляет статья 11 в части 4 – это доля присутствия на таких нестационарных торговых точках малого и среднего бизнеса. Сейчас эта норма определена правительством в 50%, мы считаем, что ее можно увеличить и до 70%, полагая, что эти формы и должны быть некой альтернативой большим сетям. Именно здесь покупатель может и должен иметь альтернативу глобальной торговле. А то ведь сейчас куда ни зайти – в супермаркет, на рынок, даже так называемый сельскохозяйственный – везде и товар один и тот же, и цены одинаковые. Яблоки без вкуса и запаха, помидоры, которые не боятся лежать без всяких холодильников неделями, и не «течь», и много всякого другого товара, произведенного явно не в данной местности и не местными аграриями. Нам оппоненты говорят, ну, и чего вы добились, когда законом выделили на продовольственных рынках специальную квоту местным фермерам? Где же они? Я уже высказывался по этому поводу неоднократно, поэтому повторюсь кратко: чтобы они заполнились, нужно параллельно развивать кооперативное движение на селе, и навести порядок на самих рынках с точки зрения правоохранительных органов.

Пока там
всем заправляет серый кардинал, невидимый хозяин, а наши доблестные силовики на местах нередко их же охраняют. Но вернемся к нашему закону о торговле.
Еще один пункт закона, нашедший отражение в части 1 статьи 9-ой, напрямую, как мы считаем, касается защиты интересов и потребителей, и поставщиков продукции АПК, и сделает отношения с торговлей более прозрачными – это обязанность торговли публиковать условия договора в сети Интернет. Тут можно обойтись без комментариев, понятно, почему это важно сохранить в законе. Единственная ремарка: на недавно состоявшихся слушаниях в Торгово-промышленной палате РФ по поводу закона представители региональных сетей предложили встречное требование: публиковать подобную информацию по договору и поставщику. Полагаю, в этом есть логика и появление такой поправки во втором чтении возможно.
Если говорить о наших предложениях во второе чтение, мы разработали довольно объемную таблицу поправок, которую сейчас шлифуют юристы с точки зрения совпадения с общим законодательным полем.
Еще один важный момент, который будет в наших поправках ко второму чтению: ввести в статье 9 прямую и понятную норму, определяющую, с какого момента и по каким документам право на товар и соответствующая ответственность за него переходит от поставщика к продавцу. Сейчас в проекте закона записано, что этот момент фиксируется в договоре о поставке, и многие эксперты подчеркивают, что он с точки зрения предпринимательских рисков прописан и в других законах. Тем не менее на практике мы продолжаем наблюдать все ту же картину: поставщика вынуждают забирать непроданный товар, отвечать за его сохранность в магазине.
11 октября «работа над ошибками», как иногда называют подготовку закона ко второму чтению, завершается, и Думе предстоит принять судьбоносный закон. Причем, мы в данном вопросе во многом исправляем ошибки, сложившиеся у сетей не только с нашими отечественными товаропроизводителями, но и вообще с остальным бизнес-сообществом, поскольку многие страны признают, что ограничить их доминирующее положение, разрушающее конкурентную среду, уже не могут. По нашим сведениям, в Англии, где рынок вообще практически поделен между четырьмя сетями, готовится ряд очень жестких ограничительных мер. Этим же вопросом озадачены и европейские парламентарии, собравшиеся на свою осеннюю сессию. Они с большим интересом относятся к нашей работе, и я надеюсь, мы сможем дать хороший рецепт решения этих проблем.

Виктор Семенов, председатель Совета Ассоциации отраслевых союзов АПК, депутат Государственной Думы


Статья была опубликована в журнале «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod» №9 (11) 2009
http://www.prod-prod.ru/ www.habeas.ru

Источник: http://www.prod-prod.ru/

Ещё новости

10.12.2009

СИБПРОДОВОЛЬСТВИЕ. НАПИТКИ

Приглашаем Вас принять участие в ХVI специализированной выставке продуктов питания и напитков, сырья и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, техники, технологий, материалов упако...

Читать далее »

09.12.2009

Контент-анализ потребительских предпочтений в категории минеральных вод среди различных возрастных групп жителей Москвы и Подмосковья

Напитки: Отшумело беззаботное отпускное лето, сошел на нет естественный южный загар – время подводить итоги... маркетинговые итоги выпитого. Разумеется, в зону внимания потребления в жаркие месяцы поп...

Читать далее »

08.12.2009

Производитель коньяка призвал потребителей пить алкоголь культурно

Акция: Алкогольные и табачные компании периодически сталкиваются с резкой критикой своей деятельности со стороны общественных организаций. Выстроить прочную защиту от потока претензий операторам этих...

Читать далее »

07.12.2009

Россия намерена ограничить импорт продовольствия на 10-15%

Правительству поручено к весне разработать политику продовольственной безопасности В минувшую пятницу президент России Дмитрий Медведев провел заседание Совета безопасности, посвященное подготовке...

Читать далее »

07.12.2009

80 процентов рыбы должны быть российского производства

Президент Дмитрий Медведев провел заседание Совбеза, на котором рассматривалась Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Открывая совещание, Дмитрий Медведев отметил, что «обес...

Читать далее »

Copyright © 2009-2024 FoodSet.ru - Портал пищевой промышленности, пищевого оборудования, пищевой продукции.

Обратная связь