О проекте Напишите нам

Проявить выдержку. Краткий обзор рынка бренди и коньяков

« к списку архивных новостей

12.05.2009

В 2008 году доля бренди от всего рынка алкоголя без учета пива и слабоалкогольных коктейлей составляла в стоимостном выражении более 8%. В то же время рост рынка бренди в 2008 году был выше, чем у остальных алкогольных напитков в целом: примерно 15% по сравнению с 2007 годом против 10%

Для рынка бренди (рассматривается рынок всех бренди и коньяков, за исключением французских коньяков, произведенных в провинции Коньяк, Франция) характерно достаточно равномерное распределение продаж в течение года. Исключение составляет характерный практически для всех алкогольных категорий предновогодний пик продаж.
Большая часть продаж бренди приходится на ценовой диапазон 280-620 руб. за бутылку объемом 0.5 л. Однако за рассматриваемый период (с января по октябрь 2008 года в сравнении с аналогичным периодом 2007 года) максимальные темпы роста были характерны для премиального сегмента. Это было вызвано общей тенденцией к «премиумизации» рынка алкоголя, имевшей место на протяжении большей части 2008 года. «Принимая во внимание текущую экономическую ситуацию, мы можем прогнозировать некоторое замедление темпов роста премиального сегмента, – говорит специалист направления крепких алкогольных напитков компании «Бизнес Аналитика» Никита Стариков. – С одной стороны, потребители будут переходить на более дешевую продукцию, с другой – этот переход может быть компенсирован переключением потребителей «классического» французского коньяка на премиальные марки бренди».
Тенденция к «премиумизации» обнаруживается и при рассмотрении структуры рынка по сроку выдержки. Максимальные темпы роста продаж в стоимостном выражении были характерны для более выдержанных марок. Однако данная тенденция также, вероятнее всего, замедлится уже в ближайшем будущем.
По словам директора Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФФРА) Вадима Дробиза, около 40% продаж пришлись на коньяк стоимостью до 300 руб., еще примерно 45% – на продукцию стоимостью до 600 руб. Примечательно, что росту популярности «темных» спиртов способствовал выход на рынок настойки «Мягков Медовая с перцем». «Благодаря ей, у потребителей был разрушен стереотип о том, что настойка – это второсортный продукт. Позднее рост популярности настоек привел к увеличению интереса к коньяку и виски», – поясняет Дробиз.

Лидеры рынка
Лидером на российском рынке бренди по-прежнему является Группа компаний «КиН», имеющая в портфеле несколько семейств-лидеров рынка, таких как «Московский» и «КиНовский». Устойчивые позиции данному производителю обеспечивает его лидерство на наиболее емком московском рынке, отмечают в «Бизнес Аналитика».
С пятого на второе место за рассматривемый период поднялся Виноконьячный завод «Альянс-1892». Подобный подъем был обеспечен ростом продаж семейства «Старый Кенигсберг» – основного бренда компании. В результате перемещения «Альянса» на второе место по одной позиции в рейтинге потеряли Дербентский коньячный комбинат, Ереванский коньячный завод, принадлежащий Pernod Ricard, и Кизлярский коньячный завод.
За рассматриваемый период в рейтинге появился Торговый дом «Межреспубликанский винзавод» с основными семействами «Бастион», «Кутузов», вытеснив из десятки лидеров Торговый Дом Арома («Черный Аист», «Нахимов»). Своим появлением в десятке лидеров ТД «Межреспубликанский винзавод» обязан бренду «Бастион», приобретенному компанией осенью 2007 года.
Что касается десятки семейств-лидеров, то здесь также не обошлось без изменений. Значительные изменения произошли в нижней части рейтинга семейств марок. В целом увеличилось количество дорогих семейств. Такие семейства как «Ной» и «А.Бержерак» вытеснили из десятки лидеров «Бастион», «Коньяк» Ставропольского виноконьячного завода, «Пять звездочек» и «Три звездочки» Дербентского коньячного комбината.
Уровень концентрации сократился как на уровне компаний, так и на уровне марок. «По нашим оценкам, – говорит Стариков, – рынок бренди пострадает в условиях кризиса менее значительно, чем некоторые другие алкогольные категории. Можно ожидать некоторое снижение объемов продаж в натуральном выражении, однако меньшее, чем в других алкогольных категориях (за исключением водки, продажи которой, по нашим оценкам, вырастут). Потеря потребителей в результате их переключения на водку, как более выгодный (с точки зрения соотношения «цена/градус») продукт, будет отчасти компенсирована переключением потребителей с премиальных категорий (французский коньяк, виски) на бренди».

Заданным курсом
Как отметила руководитель PR отдела ГК «КиН» Екатерина Гамова, продажи компании в начале 2009 года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Их общий рост составил 26,03%. «Нам это удалось, благодаря принятию ряда стандартных мер, вполне действенных в текущей ситуации, – отметила Гамова. – В их числе сокращение размеров и сроков товарного кредита, в очень редких случаях отмена неснижаемых кредитов. Платежная дисциплина была подтянута буквально за две недели после возникновения первых проблем в банковской среде. Сократилась просроченная дебиторская задолженность до приемлемого до нас уровня. После этого мы продолжаем работать очень стабильно. Людям руки мы не выкручиваем, агрессивных действий не предпринимаем. Мы не склонны к нервным решениям. Поддаваясь панике, ты раскачиваешь и свой бизнес, и бизнес партнеров.
Но, пожалуй, самое главное – это то, что в компании на сегодняшний день существует налаженная и отработанная система продаж, которая бесперебойно работает, принося ощутимые результаты».
Что касается возможности сокращения потребительского спроса, то в ГК считают, что ничего критичного не произойдет. «Все эти годы мы искали своего потребителя, партнера, которые нас понимают и разделяют наши ценности. Люди вряд ли откажутся от своих привычек, хотя излишества, конечно, отойдут, – отметила Гамова. – У нас достаточно демократичная цена и есть позиции, на которые наверняка обратят внимание наши партнеры и потребители. В то же время, люди, которые переходили на какие-то статусные позиции, вполне могут вернуться к хорошо знакомому производителю, предлагающему достойный продукт по справедливой цене. В конце 2007 года, когда речь ни о каких кризисах не шла вообще, мы достаточно сделали для того, чтобы предложить рынку интересные продукты именно в «народном» сегменте. Сейчас эта наша традиционная близость к потребителю всех уровней очень хорошо реализована в таких продуктах, как, например, коньяк «КиНовский». Мы работаем в разных ценовых сегментах и для каждого покупателя у нас есть свой продукт по той цене, которую он готов за него заплатить. Мы ожидаем рост продаж в среднем и нижнем ценовом сегментах. Если говорить про рынок в целом, то думаю, что ситуация выстроится аналогично нашим ожиданиям».
Рост реализации продукции отмечают и в компании «Альянс-1892». «По предварительным итогам начала года в сравнении с началом прошлого года отмечается стабильный рост, – говорит генеральный директор ВКЗ «Альянс-1892» Игорь Кудрявцев. – Вся продукция ВКЗ «Альянс-1892» производится исключительно из французских спиртов, тогда как подавляющее большинство российского коньяка производится из российского, французского, молдавского, армянского, дагестанского и другого сырья. В настоящее время во Франции в связи с политикой дерегулирования в коньячной и винной отрасли, идет рост цен на сырье. Нам удалось договориться с нашим основным поставщиком о более плавном росте цен на сырье относительно рыночных. Политика компании «Альянс-1892» всегда строилась на принципе, в соответсвии с которым рост цен на продукцию не превышал среднегодовой уровень инфляции. В связи с изменением валютного курса евро по отношению к рублю ситуация осложнилась. В настоящее время проведен ряд мероприятий по оптимизации издержек и совершенствованию производственных и коммерческих бизнес-процессов. В планах компании «Альянс-1892» на 2009 год – дальнейшее увеличение объемов производства и продаж основных брендов «Старый Кенигсберг», «Трофейный», «Век Буржуазии» и рост в целом нашей доли на рынке российского коньяка. По нашему мнению, мы обладаем рядом очевидных конкурентных преимуществ, таких как: лучшее соотношение цены и качества продукта; самая современная организация производства и дистрибуции товаров. Поэтому, несмотря на кризис, мы с оптимизмом смотрим в будущее».

Ожидания игроков
Оценивая перспективы рынка, «Альянс-1892» ожидает падения спроса в мире и в России, в частности, на дорогой французский коньяк и перераспределения спроса на более дешевые коньячные бренды в условиях мирового кризиса. Факторы снижения потребительских возможностей значительной части населения (прежде всего, среднего класса, как основного элемента развития в структуре потребления до кризиса) приведут к росту спроса на среднеценовой и недорогой российский коньяк наряду со снижением объемов потребления премиального коньяка и »премиумизации» как главного тренда докризисного периода на рынке алкоголя. «Пожалуй, одной из немногих стран, которой не грозит коньячный кризис, является Россия. Снижение уровня жизни населения и потребительских возможностей может вызвать рост потребления недорогого коньяка за счет увеличения количества покупателей, которые раньше позволяли себе более дорогую продукцию: россияне уже переходят на режим экономии, в том числе и в продуктах питания» – подчеркнул Кудрявцев.

По сравнению с другими крепкими алкогольными напитками бренди демонстрирует устойчивость к кризисным явлениям. А растущая популярность среди россиян «темных» спиртов способна благоприятно отразиться на результатах продаж этой категории напитков. В то же время, подчеркивают эксперты, говорить о каких-то определенных тенденциях, сложившихся в период кризиса пока рано.

СЕГМЕНТЫ: Ценовые сегменты бренди, доли по стоимости, %
Ценовой сегментДоля рынка по стоимостиИзменение
10М200710М2008
Премиальный (>620 руб./0.5л)7.38.20.9
Субпремиальный (390 – 620 руб./0.5л)29.829.7-0.1
Среднеценовой (280 – 390 руб./0.5л)41.642.91.3
Низкоценовой (<280 руб./0.5л)21.319.2-2.1
Источник: Бизнес Аналитика. Данные розничного аудита по 20 крупным городам РФ

РЫНОК БРЕНДИ: Сегменты по выдержке. Доли по стоимости, %
Сегмент по выдержке*Доля рынка по стоимости, %Изменение, %%
10М200710М2008
3*28.828.4-0.4
4*30.729.2-1.5
5*27.429.11.7
КВ (6-7 лет)7.67.4-0.2
КВВК (8-9 лет)2.01.8-0.2
КС (10-12 лет)1.92.00.2
ОС (12 лет +)1.11.40.4
Источник: Бизнес Аналитика. Данные розничного аудита по 20 крупным городам РФ
* КВ - Коньяк Выдержанный
КВВК - Коньяк Выдержанный Высшего Качества
КС - Коньяк Старый
ОС - Коньяк Очень Старый


ИГРОКИ: Рейтинг по доли рынка по стоимости
КомпанияМесто в рейтинге по доли по стоимостиИзменение доли по стоимости, %%
10М200710М2008
Группа компаний "КиН"11-0.8
Виноконьячный завод "Альянс-1892"522.4
Дербентский КК23-2.5
ЕКЗ (Pernod Ricard)34-0.4
Кизлярский КЗ45-0.3
МФПО Мульти Групп Концерн961.5
Мосазервинзавод77-0.9
ТД Межреспубликанский ВЗ1281.0
ЮНИВЭЙ Груп (Холдинг ДОМ ВИНА)89-1.1
Дагвино, ВКЗ610-1.7
Источник: Бизнес Аналитика. Данные розничного аудита по 20 крупным городам РФ


МАРКИ: Рейтинг по доли рынка по стоимости
Семейство марокМесто в рейтинге по доли по стоимостиИзменение доли по стоимости, %%
10М200710М2008
Московский, КиН11-2.1
Старый Кенигсберг, Альянс422.0
КиНовский, КиН231.3
Коньяк, ККЗ34-0.6
Арарат, ЕКЗ55-0.3
Ной Араспел, ЕКВВК "Арарат"1360.8
Коньяк, Дагвино СПб67-1.3
Ной Классик, ЕКВВК "Арарат"1280.5
Черный Аист Бренди, Ferrand/ТД Арома1590.1
А. Бержерак, КиН1110-0.3
Источник: Бизнес Аналитика. Данные розничного аудита по 20 крупным городам РФ


КОНЦЕНТРАЦИЯ: Доли по стоимости, %
 Доля рынка по стоимости, %Изменение, %%
10М200710М2008
Тор 5 компаний52.551.0-1.5
Тор 10 компаний72.169.4-2.7
Тор 5 марок29.530.00.5
Тор 10 марок40.839.3-1.4
Источник: Бизнес Аналитика. Данные розничного аудита по 20 крупным городам РФ

Источник: www.habeas.ru

Ещё новости

07.05.2009

Виртуальная кузница. Интернет для пищевой промышленности

В неясном свете долгосрочных финансовых перспектив гораздо ярче и притягательнее засверкало интренет-пространство. По мнению специалистов, именно здесь сегодня начинает коваться будущее потребительско...

Читать далее »

05.05.2009

Даже на таком перенасыщенном рынке как кисломолочные продукты легко отыскать свободные ниши. Пищевой маркетинг в действии

Рынок кисломолочной продукции является самым настоящим болотом. Здесь крайне мало интересных и оригинальных ходов. По сути, здесь генерируют идеи лишь лидеры сектора, a остальные потихоньку экспроприи...

Читать далее »

05.05.2009

Бокситогорский Молочный Завод представляет новый молочный продукт

Бокситогорский молочный завод /БМЗ/ начал производство нового молочного продукта под собственной торговой маркой «Околица». В мае в магазинах города и области можно будет приобрести кефир 1-процентной...

Читать далее »

04.05.2009

По молоку ударили интервенцией

С 1 мая в России введены интервенции на рынке сухого молока. С их помощью власти намерены выкупать от трети до половины производимого в стране сухого молока. Впрочем, участники рынка восторга по этому...

Читать далее »

30.04.2009

Механика продаж: В борьбу за конечного потребителя с розницей вступили торговые автоматы

Ежегодно производители и ритейлеры тратят огромные суммы на продвижение своей продукции. Между тем под боком у них разворачиваются сети торговых автоматов, для продвижения которых достаточно лишь прав...

Читать далее »

Copyright © 2009-2025 FoodSet.ru - Портал пищевой промышленности, пищевого оборудования, пищевой продукции.

Обратная связь