О проекте Напишите нам

Ажиотажный спрос на продукты могут провоцировать владельцы торговых сетей

« к списку архивных новостей

20.11.2014

Ажиотажный спрос на продукты питания могут искусственно провоцировать владельцы торговых сетей. В последние дни с пугающим постоянством появляются сообщения о том, что в отдельных регионах страны возник локальный дефицит — то гречки, то соли, то свинины, то шоколада, связанный с резким всплеском спроса на них. Ситуация выглядит достаточно парадоксальной — зачем людям сметать соль с прилавков, если этот товар свободно можно купить в любом продуктовом магазине? По мнению опрошенных «НИ» экспертов, продовольственное эмбарго на короткое время и в отдельных регионах действительно вызвало некоторый дефицит отдельных продуктов. Однако уменьшение предложения над спросом длилось недолго, так как в короткие сроки удалось расширить список их поставщиков. Но слухи сделали свое черное дело и обрушились на впечатлительных россиян, исторически опасающихся «голодной и холодной зимы».

В начале текущей недели многие региональные СМИ сообщили об исчезновении гречки с прилавков магазинов. Так, во Владимире продавцы отмечали, что в прошедшие выходные гречку сметали, как в голодные годы. Один мужчина сразу 50 килограммовых пачек купил. Впрочем, уже через несколько дней придут новые поступления крупы, но уже с удвоившимися ценами — с 25 до 54 рублей за килограмм. Схожая ситуация наблюдается не только в центральной полосе России, но и в Сибири, и на Дальнем Востоке.

Поводом для такого ажиотажа послужили заявления крупных розничных сетей о будущем подорожании гречневой крупы, связанном с ростом отпускных цен на нее. По данным представителя X5 Retail Group, стоимость гречки высокого ценового сегмента выросла у производителей на 20%, а низкого ценового сегмента — почти в два раза. Сами производители крупы объясняют рост цен неурожаем гречки на Алтае, где собираются основные ее объемы. Впрочем, они также отмечают, что оценка убытков не окончательная и погодные условия еще могут позволить дособрать урожай. Напомним, что в Алтайский край зима в этом году пришла рано, и на полях под 30-сантиметровым слоем снега осталось много зерна. В то же время в Национальном союзе зернопроизводителей отрицают дефицит гречки, так как в текущем году эту культуру в больших объемах выращивали помимо Алтайского края в ряде регионов Центрального и Приволжского федеральных округов и валовый урожай гречки в стране превышает показатели прошлого года.

Соль также стала объектом нездорового спроса со стороны россиян, и в некоторых областях страны ее в магазинах уже не найти. Здесь причиной ажиотажа стали слова замминистра сельского хозяйства России Андрея Волкова о том, что прекращение поставок этого продукта с Украины спровоцировало его дефицит в России. Однако речь идет о кратковременном эффекте, тогда как тотального дефицита соли в России не может возникнуть хотя бы в силу того, что у нас много местных производителей, готовых нарастить собственное производство. По данным Руспродсоюза, доля импортной пищевой соли в 2013 году в России составила 40%, или 600 тыс. тонн, из которых 500 тыс. тонн было завезено из Украины. Объем российского потребления соли составляет около 1, 5 млн. тонн в год.

Помимо гречки и соли в список дефицитных продуктов занесли и свинину. Видимо, потому что в первом полугодии рост объемов предложения свинины на рынке сокращался в связи с запретом на ее ввоз из Евросоюза. «В тот момент с рынка ушло 600 тысяч тонн продукции, что спровоцировало дефицит свинины», — рассказал «НИ» президент Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Однако, по его словам, сейчас на рынке свинины никакого дефицита уже нет, товарные запасы большие, и опасаться отсутствия сырья не приходится. «В настоящее время ситуация сбалансирована за счет того, что спрос на этот продукт сократился, а поставки увеличились за счет новых производителей. В итоге цены на свинину в сентябре упали на 30% к августу текущего года», — сказал эксперт.

Отметим, что слухи о возможном дефиците отдельных продуктов питания муссируются не только в России. На днях швейцарская корпорация Barry Callebaut Group, занимающая ведущие позиции в сфере производства шоколада, предупредила, что через шесть лет потребители ощутят нехватку этого продукта. Компания объясняет это растущим спросом на шоколад со стороны азиатских стран и сокращением плантаций какао. При этом эксперты особо заостряют внимание читателей, что «скоро шоколад станет таким редким и дорогим, что простой человек не сможет его себе позволить». Со стороны заявление выглядит как завуалированный призыв к покупке, и нельзя точно определить, что за этим кроется — хорошо продуманная предновогодняя реклама или реальная проблема с выращиванием какао-бобов.

Главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун в беседе с «НИ» не исключил того, что периодические публикации сообщений о грядущем дефиците того или иного продукта играют на руку торговым сетям, желающим получить дополнительные доходы от ажиотажного спроса. «Под шумок многие магазины стараются заработать на росте цен и так называемом «дефиците». Такое происходит далеко не первый раз», — сказал эксперт, добавив, что на розничном рынке продовольствия работает много локальных монополистов, которым весьма выгоден ажиотаж вокруг реализуемой ими продукции.

Ещё новости

20.11.2014

ЕК отказала в компенсации финским молокопроизводителям

Финский министр сельского и лесного хозяйства Петтери Орпо заявил, что разочарован заявлением еврокомиссара Фила Хогана. Тот объявил об исключении Финляндии из списка государств, которые получают комп...

Читать далее »

19.11.2014

Дефицита гречки в российских магазинах нет и не ожидается

Участники торгового рынка опровергают разговоры о массовом ограничении продажи гречки в магазинах. По их словам, если такие факты есть, то это скорее исключение, чем правило. Представители розницы при...

Читать далее »

19.11.2014

Как поставщики "Магнита" стали спонсорами "Краснодара"

Сразу несколько поставщиков торговой сети "Магнит" Сергея Галицкого оказались в числе партнеров футбольного клуба "Краснодар", который принадлежит ему же. В рекламу на футбольных матчах клуба инвестир...

Читать далее »

19.11.2014

Цены на сырое молоко в России выше европейских на 25%

Вопрос качества и себестоимости сырья в молочной отрасли был рассмотрен в рамках круглого стола «Роль современной торговой сети в реализации молочной продукции. Лучшие практики и нерешенные вопросы» М...

Читать далее »

19.11.2014

Google поможет бороться с незаконным рыболовством

Технологический гигант Google вступил в битву против незаконного рыболовства, представив прототип своей новой системы Global Fishing Watch. Он использует спутниковые данные для отслеживания тысяч лодо...

Читать далее »

Copyright © 2009-2025 FoodSet.ru - Портал пищевой промышленности, пищевого оборудования, пищевой продукции.

Обратная связь