О проекте Напишите нам

Все большим спросом у россиян пользуются самые простые продукты

« к списку архивных новостей

01.02.2016

Картофель, капуста, свекла и макароны — в условиях падения реальных доходов все большим спросом у россиян пользуются самые простые продукты. Но совсем отказывать себе в пирожных в планы граждан пока не входит.

Если нестабильность экономической ситуации становится общепризнанным фактом (или, по крайней мере, фактом, который признают 85% респондентов Sberbank CIB), это еще не значит, что россиян начинают беспокоить проблемы экономического роста — все ровно наоборот: сейчас эти проблемы беспокоят их даже немного меньше, чем год назад (17% против 19% в декабре 2014-го). Не то население уже привыкло, что экономика все время куда-то падает, не то считает эту головную боль исключительной компетенцией правительства, не то придерживается умиротворяющего мнения, что нет никакой российской экономики — чего о ней беспокоиться. Есть куда более понятные рядовым гражданам поводы для тревоги.

Беспокоиться можно о росте цен, 64% так и делают. Даже двузначная инфляция (12, 9% в 2015 году по России в целом, 14, 2% в Москве) бледнеет перед осознанием, что многие товары и услуги, в частности 290 из отслеживаемых Росстатом 510, дорожали еще быстрее. Мороженые овощи прибавили в цене 46% (декабрь к декабрю), апельсины — 48%, сухофрукты — 63%, чеснок — 75%. Подешевели — хотя бы символически — капуста, свекла, морковь, картофель, мобильная связь, поездки на такси (всего 19 позиций).

Можно опасаться безработицы (56%), даже если пока она составляет всего 5, 8% — это немного, тем более для экономики в состоянии рецессии. За 2015 год количество безработных выросло на 452 тыс, до 4, 4 млн человек (по методологии МОТ). Компании по-прежнему предпочитают сокращать не кадры, а расходы на оплату труда, да и то не слишком активно. По данным Лаборатории конъюнктурных опросов Института экономической политики имени Гайдара, 72% руководителей промпредприятий вообще полагают, что платят своим сотрудникам "нормальные зарплаты" (для сравнения: в кризис 2009-го — 37%, тогда как 59% признавали, что платят недостаточно).

Наконец, можно печалиться, что легче станет еще не скоро — это особенно неприятно, если учесть падение реальных зарплат в 2015 году на 9, 5% (в том числе в декабре на 10% год к году). Правда, по данным ООО "инФОМ", 13% респондентов все еще надеются в 2016 году увидеть повышение уровня жизни населения, но это они напрасно. Как отмечает аналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова, рост номинальных зарплат продолжает замедляться, и в декабре 2015-го "достиг абсолютного минимума в 1, 6% год к году" (в целом за год — 4, 6%). С учетом секвестра бюджета в 2016 году номинальные заработки рискуют вырасти еще слабее, тогда как инфляция останется высокой: большинство прогнозов — в районе 9%. В общем, есть смысл приготовиться к развитию событий по сценарию "от плохого к худшему".

Трудности сбережения

Подготовка к худшему предполагает создание "подушки безопасности", и, судя по банковской статистике, какая-то часть граждан в этом преуспела. По данным за 11 месяцев 2015-го, средства населения в банках выросли на 10, 7% (на 1, 9 трлн руб, в 2014 году было снижение на 400 млрд), причем доля доходов, направляемых на банковские счета, оказалась такой же, как в 2013 году — 4, 2% (в 2014-м — минус 1%), указывает директор Центра структурных исследований ИЭП Михаил Хромов (см. "Оперативный мониторинг" РАНХ, ИЭП и ВАВТ N19).

Картину, однако, омрачают два факта. Во-первых, граждан, имеющих сбережения (по данным "инФОМа", в среднем этим словом сейчас называют сумму от 168 тыс. руб.), становится все меньше. Доля таких респондентов в 2015 году составила 35%, что "чуть меньше, чем в 2014 году (37%)", а доля "целенаправленно и устойчиво осуществляющих сбережения" — 12% против 15% в 2014-м. Кроме того, с осени начала расти доля тех, кому ничего не удалось отложить за последний месяц (с 66% в июле 2015-го до 72% в декабре), и тех, кто тратит сбережения на текущие нужды. В том, что начали это делать "в последний месяц", в декабре признались 9%. Из опроса ВЦИОМа следует, что в целом расходуют сбережения на повседневное потребление 26%.

Во-вторых, те, кому удается что-то откладывать, часто делают это не от избытка денег — по данным "инФОМа", 85% россиян не хватает либо на еду (10%), либо на одежду (30%), либо на бытовую технику (45%), с осени 2014-го их доля увеличилась на 5 п. п. Рост их сбережений — результат неуверенности в будущем, и заначку они пополняют, вычеркивая из планов приобретение чего-то, без чего пока можно обойтись, раз покупка не по карману. Итог печален и для торговли (спад за год в целом 10%; в декабре — 15, 3%), и для поставщиков услуг.

Очевидной жертвой стали туристические поездки: по оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), в новогодние каникулы снижение выездного турпотока составило 30-35% по сравнению с прошлым годом, а внутренний туризм вырос довольно слабо (6-10%). Просел автомобильный рынок (за январь--ноябрь, по данным Ассоциации европейского бизнеса, на 34, 5% год к году, в ноябре на 42, 7%), упали продажи других товаров длительного пользования. Впрочем, у 15% россиян, которые, по опросам Sberbank CIB, совершили внеплановые покупки бытовой техники и электроники под влиянием девальвационной паники конца 2014 года, нужда в новом холодильнике или стиральной машине, вероятно, возникнет не скоро. Спад в этом сегменте, декабрь 2015-го к декабрю 2014-го, составляет от 40% до 56% (данные Росстата по торговым организациям, без учета малого бизнеса). Выросли только продажи мобильных телефонов (5, 5%).

Экономия повседневности

На повседневных расходах тоже приходится экономить — хотя, по данным Nielsen, это относится главным образом к товарам "не первой необходимости". Например, за первые три квартала 2015-го на 9% сократились продажи средств для укладки и на 8% — средств по уходу за телом и руками, а также кондиционеров для волос, рассказывает Фируза Кожагельдина, директор "Nielsen Россия" по работе с компаниями непродовольственного рынка. Потребители проявляют больший интерес к собственным маркам (private label) — они всегда дешевле, и по некоторым категориям вроде зубных щеток рост private label составляет более 150%. Большим спросом стали пользоваться большие упаковки. "При покупке шампуня россияне все чаще предпочитают бутылку 400 мл вместо 250 мл. Это еще один способ экономии", — указывает эксперт.

Впрочем, падение продаж непродовольственных товаров на 10, 7% по итогам 2015 года выглядит, с учетом ажиотажа 2014-го, не так пугающе, как спад на 9, 2% в продовольственном сегменте. Экономить на продуктах пытаются 70% россиян (данные Sberbank CIB). Если год назад в чеке было в среднем 6-8 позиций, теперь их скорее 6, говорит директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Станислав Наумов. По его словам, люди ищут промоакции и "ходят из магазина в магазин, добирая корзину промотоварами", а сети, чтобы удержать покупателя, некоторые товары продают даже ниже себестоимости: "Перед Новым годом так было с фруктами — с бананами, например".

Однако экономия достигается не только за счет поиска промоакций и отказа от дорогих брендов, но и за счет изменения продуктовой корзины. По данным скан-панели домохозяйств "Ромира" — Romir Scan Panel, потребление рыбы и морепродуктов сократилось на 12% (рост цен в среднем в категории на 20%), мяса — на 2, 5% (рост цены в среднем на 15%). Место говядины в магазинной тележке все чаще занимает курица, позволяют утверждать данные Росстата: в декабре 2015-го продажи в категории "мясо птицы" выросли на 3, 5% к декабрю 2014-го, а в категории "мясо животных" — упали на 6, 3%.

Естественно, снизился спрос на сыры, и качество, и цена которых после запрета импорта из стран ЕС оставляют желать лучшего. По данным "Ромира", потребление твердых сыров упало на 10%, и не из-за того, что их стали покупать в меньших объемах, а из-за того, что в принципе стали покупать реже, уточняет руководитель панельного департамента "Ромира" Инна Афанасенко. Покупатели ищут спасения в плавленых сырах: их потребление выросло на 12% "за счет новой аудитории".

Экономия затронула и овощи. "Ромир" констатирует снижение потребления томатов (на фоне девальвации и санкций против Турции это неудивительно), а Nielsen отмечает 18-процентное падение спроса на мороженые овощи и фрукты. Не исключено, что многие заменяют их очень простой едой: потребление картофеля выросло, по данным "Ромира", на 7%, свеклы — на 8%, капусты — на 11%. Кроме того, растут продажи молока (за январь--ноябрь на 10%, данные Nielsen), макарон (8%) и специй 6%.

Впрочем, как указывает Станислав Наумов, "тотального упрощения рациона до хлеба, молока и картошки нет". "Нельзя сказать, например, что люди совсем отказываются от сладкого — в ситуации кризиса потребитель все равно хочет себя побаловать, и если сделать меньше размер кусочка пирожного, таких пирожных купят больше. Тем более что мы, как нация, не едим в общепите, для нас вопрос разнообразия покупок — это вопрос, из чего мы потом сможем что-нибудь приготовить", — говорит Наумов. Общепит за январь--ноябрь 2015-го потерял 5, 8% оборота.

Падение реальных доходов больше всего ударило по энтузиазму потребителей

Ещё новости

01.02.2016

Швейцарский сыр страдает от сильного франка #

Экспорт швейцарского сыра в страны ЕС падает из-за высокого курса франка по отношению к евро и отмененной Европарламентом в марте прошлого года квоты на производство молока. Главными экспортными рынка...

Читать далее »

01.02.2016

Кризис заливают пивом.Пабы переходят на отечественное и некачественное. #

Крафтовое пиво стало главным гастрономическим трендом прошлого года. Как грибы после дождя растут новые заведения, предлагающие посетителям крафт. Всем, кто стремится урвать кусок крафтового пирога, с...

Читать далее »

01.02.2016

Турция и Россия прервали автомобильные грузоперевозки #

Москва и Анкара не смогли продлить действовавшие до 1 февраля разрешения для транспортных компаний на 2016 год. С понедельника российские перевозчики потеряли возможность передвигаться по территории Т...

Читать далее »

26.01.2016

Минтруд хочет урезать прожиточный минимум из-за подешевевших продуктов #

Министерство труда и социальной защиты РФ предложило уменьшить размер прожиточного минимума. В ведомстве мотивировали это тем, что в IV квартале прошлого года общая стоимость минимального набора проду...

Читать далее »

26.01.2016

Roshen продает свою фабрику в России #

Кондитерская корпорация Roshen, принадлежащая президенту Украины Петру Порошенко, выставила на продажу свою фабрику в России, оценив ее стоимость в 200 миллионов долларов, заявил генеральный директор...

Читать далее »

Copyright © 2009-2024 FoodSet.ru - Портал пищевой промышленности, пищевого оборудования, пищевой продукции.

Обратная связь