О проекте Напишите нам

Спор за право на бренд «Пятерочка» в Татарстане достиг Высшего арбитражного суда

« к списку архивных новостей

27.06.2011

X5 Retail Group, скорее всего, удастся сохранить свои магазины «Пятерочка+» в Татарстане. Так считают в казанском ООО «Ак Барс Торг», которое по договору франчайзинга первым начало развивать в регионе сеть «Пятерочка» и в судах добивалось запрета для правообладателя бренда использовать его в республике. Последняя инстанция — Высший арбитражный суд России (ВАС), приняв жалобу X5 Retail Group на решения нижестоящих инстанций, которые поддержали «Ак Барс Торг», назвал их ошибочными. Окончательный вердикт ВАС по спору ожидается в сентябре.

Как стало известно „Ъ", спор правообладателя бренда «Пятерочка» — ООО «Агроторг» («дочка» X5 Retail Group, развивающая сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и его франчайзи ООО «Ак Барс Торг» (входит в холдинг «Ак Барс») дошло до ВАС.

Как рассказывал „Ъ" (последний раз 23 декабря 2010 года), арбитражный суд Татарстана запретил «Агроторгу» использовать бренд «Пятерочка» в Татарстане до 2014 года, пока не закончится ее франчайзинговый договор с «Ак Барс Торгом». Он был заключен в декабре 2004 года. С этого времени франчайзи открыл в республике почти 100 магазинов «Пятерочка». Однако в начале 2009 года «Агроторг» начал создавать в Татарстане собственную торговую сеть под вывеской «Пятерочка+». «Ак Барс Торг» пожаловался на партнера в УФАС, которое в декабре 2009 года признало «Агроторг» недобросовестным конкурентом (ч. 1 и 2 ст. 14 федерального закона «О защите конкуренции»). Ведомство посчитало, что товарные знаки «Пятерочка» и «Пятерочка+» сходны до степени смешения, что «вводит в заблуждение потребителей и контрагентов». Кроме того, УФАС отметило, что «Агроторг» получил «ряд преимуществ», включая «поток клиентов и покупателей» «Пятерочки». При этом «Ак Барс Торг» при заключении договора коммерческой концессии внес единовременный платеж (сумма не разглашается) и ежемесячно оплачивает роялти (в среднем 1, 3 млн руб.), у «Агроторга» же такие расходы отсутствуют. УФАС наложило на «Агроторг» штраф в 10, 59 млн руб. и предписало ему прекратить использовать наименование «Пятерочка+» — он должен был снять вывески со своих магазинов до 1 апреля 2010 года.

Компания оспорила решение УФАС в татарстанском арбитраже. Однако он в июне прошлого года встал на сторону франчайзи, посчитав, что на время действия договора тот получил право единоличного и самостоятельного использования товарных знаков на территории республики. Апелляционная инстанция в сентябре прошлого года, напротив, признала правоту «Агроторга». Но Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в декабре отменил ее решение, посчитав законным решение суда первой инстанции. «Агроторг» продолжил борьбу — в феврале он подал заявление в ВАС о пересмотре дела в порядке надзора.

Параллельно «Агроторг» добился в ВАС приостановления исполнения судебного решения и предписания УФАС. Они обязывают ритейлера сменить вывески, демонтировать рекламные конструкции и фасады магазинов, а также изменить их внутрифирменное оформление и другие многочисленные элементы фирменного стиля (включая знак обслуживания, логотип, фирменный цвет, ценники и спецодежду персонала), а также заменить программное обеспечение и переоформить разрешительные документы. В том числе лицензию на продажу алкоголя. По оценке самого «Агроторга», все эти мероприятия по состоянию на февраль, когда ритейлер имел в республике 57 магазинов, обошлись бы ему в 5, 36 млн руб. К настоящему времени у «Агроторга», по его информации, порядка 70 «Пятерочек+» в Татарстане.

Заседание в ВАС по жалобе «Агроторга» назначено на 20 сентября. На сайте суда размещено определение о принятии заявления ритейлера к производству. В определении говорится, что «антимонопольный орган при квалификации действий общества („Агроторга".—„Ъ") как недобросовестная конкуренция ошибочно исходил из того, что общество передало по договору коммерческой концессии исключительные права на территории Татарстана». Согласно определению, «состоялась частичная уступка исключительного права». При этом «стороны не включили в договор условие о запрете правообладателю осуществлять аналогичную деятельность на территории Татарстана». «„Агроторг" добросовестно пользовался своими правами как в силу договора, так и действующего гражданского законодательства», а суды первой и кассационной инстанций, приняв решения не в его пользу, «ошибочно применили и неверно истолковали нормы Гражданского кодекса», говорится в определение ВАС.

Вчера замдиректора «Ак Барс Торга» Эдгар Сардар, курирующий этот вопрос, от комментариев отказался. По словам источника „Ъ" в «Ак Барс Торге», в компании считают, что ВАС своим определением фактически вынес заочное решение в пользу «Агроторга». «Но есть еще международный суд в Страсбурге. Почему бы не попробовать, если мы считаем себя правыми?» — говорят в компании.

В филиале «Приволжский» X5 какие-либо комментарии до рассмотрения дела президиумом ВАС сочли «некорректными».

Ещё новости

24.06.2011

На российском рынке макарон происходит консолидация игроков

В июне 2011 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка макаронных изделий. В настоящее время на рынке существует ряд крупных игроков, между которыми поделен рынок....

Читать далее »

24.06.2011

Беларусь: Кто ушел в трудную минуту с белорусского рынка, больше вернуться не должны

Об этом глава государства заявил вчера во время знакомства с работой ОАО "Савушкин продукт". Обращаясь к руководству ОАО "Савушкин продукт", глава государства подчеркнул: "До конца года с вошедшими...

Читать далее »

24.06.2011

В Великом Новгороде откроется «О'Кей»

В Великом Новгороде откроется очередная торговая сеть из Санкт-Петербурга. Готовится соглашение об открытии в областном центре магазина петербургской торговой сети. Строительство объекта планируется в...

Читать далее »

23.06.2011

«Глобус Гурмэ» хочет переманить клиентов «Азбуки вкуса»

Премиальный ритейлер «Глобус Гурмэ», одним из владельцев которого является Лев Хасис, придумал, как переманить к себе клиентов «Азбуки вкуса»: он начал принимать дисконтные карты конкурента, давая по...

Читать далее »

23.06.2011

В планах "Дикси" открыть еще 250 магазинов

Завершив сделку по приобретению розничной сети Виктория, ОАО Дикси Групп планирует в 2012 году направить на инвестиции $400 млн. Также объединенная компания будет открывать большое количество магаз...

Читать далее »

Copyright © 2009-2024 FoodSet.ru - Портал пищевой промышленности, пищевого оборудования, пищевой продукции.

Обратная связь