О проекте Напишите нам

Продуктовая инфляция в России составила за год около 30%

« к списку архивных новостей

28.06.2011

Продуктовая инфляция в России составила за год около 30%. А самые популярные продукты питания — картофель, овощи и подсолнечное масло — подорожали за год на 55%. Такие результаты мониторинга цен объявила в конце прошлой недели Общественная палата (ОП). Россияне в среднем тратят на еду около 30% семейного бюджета, а в бедных семьях этот показатель доходит и до 50%, что в несколько раз больше, чем в благополучных европейских странах.

В мае этого года инфляция на основные продукты питания в России составила 30% по отношению к маю 2010 года. К такому результату пришли специалисты ОП, которые обнародовали в минувшую пятницу результаты своего годового мониторинга розничных цен на социально значимые продукты питания.

Рабочая группа ОП по агропромышленному комплексу и продовольственным рынкам в течение года замеряла цены на набор основных продуктов питания — хлеб, сахар, яйца, молоко, творог, масло сливочное, говядину, свинину, курицу, минтай, масло подсолнечное, картофель, капусту, морковь, свеклу, лук репчатый. Мониторинг проводился по восьми городам России — Москве, Санкт-Петербургу, Хабаровску, Екатеринбургу, Ростову-на-Дону, Новосибирску, Нижнему Новгороду, Ставрополю.

В Ставрополе и Екатеринбурге продуктовая инфляция разогналась за год до 20%, в Ростове и Санкт-Петербурге — до 27 и 29% соответственно, в Нижнем Новгороде и Новосибирске — до 32 и 33% соответственно, в Хабаровске и Москве — до 38 и 39% соответственно. В Москве, как показал мониторинг, среднегодовая стоимость продуктового набора была наиболее щадящей — примерно 1330 руб. Самым дорогим продуктовый набор оказался в Хабаровске — около 1800 руб. Довольно пестрой оказалась картина и по росту цен на отдельные продукты питания. К примеру, согласно расчетам ОП, картофель, овощи и подсолнечное масло за год подорожали в России на 55%, сахар — на 25%, батон нарезной — на 22%, молоко — на 19%.

Специалисты ОП обращают внимание: "Набор продуктов питания в РФ стоит на 13% больше, чем в среднем в США, Китае, Португалии и Испании. При этом средняя зарплата в РФ на 25% ниже, чем в среднем по указанным странам". "Опираясь на эти данные, можно говорить о том, что достигнут пик покупательской способности российского населения. В случае дальнейшего увеличения цен россияне будут вынуждены менять структуру потребления в сторону более простых продуктов или меньшего потребления традиционного меню", — прокомментировал журналистам результаты исследования руководитель рабочей группы ОП Михаил Попов.

Сопоставил российские реалии с иностранными и Росстат, который в минувшую пятницу опубликовал справку об индексе потребительских цен в РФ и в других странах. За первые пять месяцев 2011 года инфляция в России составила 4, 8%, что почти в 2, 5 раза выше, чем в Евросоюзе, в котором инфляция равнялась в среднем 1, 9%. Такую же, как и в России, инфляцию показал Казахстан. Хуже, чем в России, дела с инфляцией обстоят у Турции (рост цен на 4, 9%), Украины (рост цен на 5, 5%) и у Белоруссии, которая из-за последних событий не идет ни в какое сравнение (рост цен на 25, 4%). Однако в большинстве развитых стран инфляция была значительно ниже 4%. Самой низкой она оказалась в Норвегии, Германии и Швейцарии — менее 1%.

Немного иначе ситуация сложилась с продуктовой инфляцией (инфляция за вычетом цен на услуги и непродовольственные товары). В России за пять месяцев 2011 года продукты питания подорожали, согласно Росстату, на 5, 5%, в целом в Евросоюзе — на 2, 6%. А в таких странах, как Румыния, Кипр, Латвия, Словакия, Польша, Литва, Словения и Венгрия, продукты подорожали даже больше, чем в России, — примерно на 6-9%. Вообще не росли цены на продукты питания в Швеции, а в Ирландии и Великобритании они подорожали меньше чем на 1%.

При этом на фоне европейцев россияне тратят на продукты питания очень большую часть семейного бюджета — примерно 30%. К такому выводу пришли эксперты центра экономического анализа "РИА-Аналитика". Основываясь на данных Евростата, они подготовили рейтинг 38 европейских государств по доле расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов. Сведения взяты за 2009-2010 годы. Из рейтинга следует, что меньше всего в структуре семейного бюджета тратится на еду в таких странах, как Люксембург, Великобритания и Ирландия (от 8 до 8, 6%), Австрия и Германия (9, 6 и 9, 8% соответственно), Дания, Нидерланды и Норвегия (от 10 до 10, 9%), Швеция и Финляндия (от 11 до 12%). Россия же заняла в этом рейтинге только 34-е место (28, 8%). После России идут Македония (30, 5%), Белоруссия (39, 2%), Молдавия (40, 8%). Хуже всего дела обстоят в Украине, жители которой тратят на продукты питания ровно половину семейного бюджета.

"Очевидно, что в странах с богатым населением и высоким уровнем жизни доля расходов на продукты питания низка. Чтобы обеспечить достойный набор калорий, жителям таких государств достаточно тратить десятую часть своего бюджета. Остальную часть (за вычетом так называемых обязательных платежей) они расходуют на одежду, досуг, предметы роскоши и просвещение, — резюмируют эксперты "РИА-Аналитики". — Совсем иная ситуация в странах, где доходы низки, а цены совсем не соответствуют зарплатам. Населению таких государств приходится думать прежде всего о том, как себя прокормить".

Директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова обратила внимание, что по доле потребительских расходов на продукты питания Россия в целом приближается к нижней отметке развитых стран: "По крайней мере по этому показателю она ближе к европейским странам, чем, например, по показателю обеспеченности жильем, по продолжительности жизни или по доступности кредитов". Данный показатель, по словам Овчаровой, свидетельствует также о разнообразии рынка услуг в той или иной стране. Некоторые исследования показывают, что если бы инвестиционный климат в России был лучше, то и доля расходов на питание в стране заметно сократилась бы. Тут, уточняет Овчарова, речь идет в основном о расходах на питание обеспеченных слоев населения. Рынок услуг — например, качественного общепита — в России очень дорогой. И поэтому даже обеспеченные слои тратят в России на продукты больше, чем в Европе, где высоки популярность и доступность питания вне дома.

Но самое главное, по мнению Овчаровой, состоит в том, что Россия значительно отстает от развитых стран по структуре потребления бедных семей. Связано это с крайне высокой дифференциацией по доходам: разрыв между 10% бедных и 10% богатых в России превышает 16 раз, а типичный показатель расслоения в европейских странах — всего 9 раз. В итоге 10% населения, признанного самым бедным, тратит в России на продукты питания в городской местности 50% семейного бюджета, а в сельской — 55%. В то время как в США у бедных семей эти траты достигают 30%, а в Великобритании — 25%.

Ещё новости

27.06.2011

«Глобус Гурмэ» собирается в европейские столицы

Премиальный ритейлер «Глобус Гурмэ» скорректировал программу регионального развития самым неожиданным образом: вместо 15 супермаркетов в российских городах-миллионниках сеть решила открыть семь магази...

Читать далее »

27.06.2011

Metro готовит сеть гипермаркетов Real к продаже

Как сообщает немецкая газета Lebensmittel Zeitung, компания Metro готовит сеть гипермаркетов Real к продаже. В настоящее время ведутся переговоры с финансовыми инвесторами, для которых сеть гипермарке...

Читать далее »

27.06.2011

Китайская пищевая добавка превращает свинину в говядину

Неконтролируемое и длительное применение добавок типа "говяжьей пасты" вредно для здоровья человека и может привести к тяжелым болезням. Новая пищевая добавка под названием "говяжья паста", позволя...

Читать далее »

27.06.2011

Спор за право на бренд «Пятерочка» в Татарстане достиг Высшего арбитражного суда

X5 Retail Group, скорее всего, удастся сохранить свои магазины «Пятерочка+» в Татарстане. Так считают в казанском ООО «Ак Барс Торг», которое по договору франчайзинга первым начало развивать в регионе...

Читать далее »

24.06.2011

На российском рынке макарон происходит консолидация игроков

В июне 2011 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка макаронных изделий. В настоящее время на рынке существует ряд крупных игроков, между которыми поделен рынок....

Читать далее »

Copyright © 2009-2024 FoodSet.ru - Портал пищевой промышленности, пищевого оборудования, пищевой продукции.

Обратная связь